Григорий Кузин, MSK-IX: Уход зарубежных правообладателей ТВ-контента создает не кризис, а дискомфорт

  • 05.04.2022, 00:16
  • 2 443
  • Не так давно сразу несколько крупных зарубежных производителей ТВ-контента заявили об уходе с российского рыка. Из программы передач пропали каналы Discovery, Eurosport и другие. По оценке специалистов российских телевизионный рынок за несколько дней «обеднел» приблизительно на 5% от общего числа ТВ-каналов. Теперь их могут заместить отечественные проекты, которые производят схожий контент. О том, что можно будет посмотреть телезрителям в долгосрочной перспективе и как контент будет распространяться в будущем, Digital Report поговорил с директором проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорием Кузиным.

    Григорий Кузин, MSK-IX: Уход зарубежных правообладателей ТВ-контента создает не кризис, а дискомфорт

    Можно ли ожидать в России кризис «контента» в связи с уходом западных правообладателей?

    — Очевидно, что с уходом из России некоторых зарубежных правообладателей, контента становится меньше. Соотношение российского и иностранного контента смещается в сторону отечественного. Но если говорить про зарубежные телеканалы, самый яркий кейс – это уход Discovery Network, в которую входит большое количество каналов, включая Eurosport. Теперь контента, который был на них, в нашей стране нет. С другой стороны, на российском ТВ-рынке всего присутствуют более 600 каналов. После ухода некоторых зарубежных вещателей их количество сократилось примерно на 5%. Чисто количественно это не создает какую-то кризисную ситуацию, но возникает некий дискомфорт у зрителей, которые привыкли смотреть определенный контент: сериалы, ТВ-шоу, спортивные передачи и т.д.

    Но во время кризиса всегда открывается возможность для чего-то нового. Освобождается ниша, которую ранее занимали иностранные правообладатели, а теперь ее могут заполнить отечественные производители контента. Уход с российского рынка Discovery, произошел в связи с геополитической ситуацией, но в последние годы уже наблюдалась тенденция к появлению российских телеканалов в аналогичных нишах. При этом качество контента не всегда дотягивает до Discovery, зато стоимость прав на этот контент заметно ниже. Поэтому часть операторов раньше начало делать выбор в пользу телеканалов отечественных производителей, работающих в тех же нишах, что и Discovery.

    Поэтому ситуация с импортозамещением контента не является сиюминутной, но в связи с текущими геополитическими событиями, она усугубилась и стала развиваться быстрее.

    Еще один важный момент состоит в том, что права на зарубежный контент тарифицируются в иностранной валюте. Поэтому, с изменением курса валют, российские правообладатели, устанавливающие цены в рублях, оказались в более выигрышном положении.

    Уход Discovery так же убрал часть конкурентных преимуществ крупных операторов перед маленькими. Потому что крупные могли себе позволить права на Discovery, а маленькие обходились более дешевыми каналами. Теперь они оказались в равных условиях.

    Так что существует несколько важных факторов, повлиявших на сокращение в России объема зарубежного контента.

    Аналогичная ситуация и с контентом аудиовизуальных сервисов, которые ушли из России. Из-за этого доля зарубежного фильмового и сериального контента уменьшилась. Но здесь есть один нюанс. Перераспределение долей меняется не только в сторону отечественного контента, но и происходит переориентация с западного на восточное направление.

    Если подытожить, то после того, как на российском рынке стала недоступна часть западного контента, его нишу будет занимать другой – российский и восточный. Программы по финансированию создания отечественного контента продолжают работать. В том числе это относится и к производству российских интернет-сериалов и шоу.


    Директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин

    Верите ли вы в гибель классических кинотеатров и переход основной массы потребителей к покупке цифрового контента в онлайн-кинотеатрах и на специальных платформах?

    — Очевидно, что современные технологии позволяют организовать дома просмотр кинофильмов с качеством, которое будет сопоставимо с просмотром в классическом оффлайновом кинотеатре. Это влияет на то, что люди стали больше отдавать предпочтение именно этому способу потребления киноконтента. Но поход в кинотеатр – это не только просмотр фильма, а один из видов развлекательного времяпрепровождения, которое не заменят онлайн-сервисы. Это то же самое, как выбор между заказом еды домой и походом в ресторан. В одном случае это просто еда, а в другом – способ проведения досуга и получения эмоций.

    Если говорить о положении оффлайн-кинотеатров в текущей ситуации, то они оказались в очень сложном положении, так как основную выручку получали от проката голливудских блокбастеров.

    Почему ОТТ-сервисы еще не заменили в России кабельные операторские сети? 

    — OTT-сервис – это не антипод кабельному оператору, а его эволюция. Кабельные операторы, которые идут в ногу со временем и имеют долгосрочные планы по развитию, запускают собственные OTT-сервисы. Причем это касается не только крупных федеральных игроков, но и региональных провайдеров. Например, кабельный оператор «Лада-Медиа» из Тольятти диверсифицирует бизнес и запускает ОТТ-сервис, которым абоненты смогут воспользоваться через Smart TV и мобильное приложение.

    Основное отличие кабельного оператора и ОТТ-сервиса в том, что в первом случае сервис предоставляется только в сети оператора, но зато с гарантией максимально возможного качества, а во втором – через публичный интернет в сети любого провайдера, но без гарантированного качества.

    То есть оба варианта имеют свои плюсы и минусы, а значит имеют право на существования в различных ситуациях. Поэтому появляются не только самостоятельные аудиовизуальные сервисы, например, Okko или IVI, но и операторские – Wink от «Ростелекома», Kion от МТС и другие, чтобы у оператора были варианты для обоих случаев. Некоторые операторы вступают в коллаборацию со сторонними ОТТ-сервисами, предоставляя абонентам своего кабельного телевидения также и доступ к одному или нескольким интернет-кинотеатрам в рамках пакетов собственных услуг. В результате абонентам предлагается более удобный доступ через единый операторский интерфейс и с единой стоимостью подписки сразу к нескольким видеосервисам, как своим, так и партнерским. Для людей чаще удобнее потреблять несколько услуг в режиме одного окна и при этом не зависеть от скорости интернет-соединения, поскольку оператор может гарантировать более высокое качество собственного сервиса абонентам, потребляющим его внутри сети. «Сторонние» же пользователи ОТТ-сервисов будут в этом смысле зависеть от качества доступного им интернет-соединения.

    Всегда хорошо, когда есть выбор и возможность пользоваться тем сервисом, который больше нравится и который более удобен в той или иной ситуации.

    Насколько актуально пиратство в сфере ОТТ-сервисов в России? Легальный контент стоит дорого, а пиратский – ничего – выбор потребителя очевиден?

     — Что касается моей позиции по поводу пиратства, то ее хорошо иллюстрируют принципы работы «Медиалогистики». На протяжении 5 лет мы активно участвуем в обелении рынка контента. Мы создали и используем технологические решения, которые делают схему распространения контента более прозрачной. Правообладатель четко видит, какие потребители получают через «Медиалогистику» тот или иной контент. Наша миссия заключается в том, чтобы весь медиабизнес в части авторских прав больше перемещался в легальную плоскость. Я был и остаюсь приверженцем того, что пиратство – это плохо, а за права нужно платить. Для стратегического развития рынка нет иного глобального пути. Для того, чтобы были деньги создавать «будущий» контент, нужно заплатить за «прошлый». Если не платить за права, создание нового контента будет невозможно. На этом история с производством качественного контента закончится.

    Насколько пропускная способность сети интернет в регионах России позволяет с оптимизмом смотреть в сторону ОТТ-сервисов?

    — Современные технологии позволяют потреблять контент в высоком качестве даже в регионах с не очень хорошим интернет-доступом. Для этого специально существуют сети доставки контента или CDN. Это технологическое решение, при котором в сети регионального провайдера устанавливается кэширующий сервер московского или, например, минского OTT-сервиса, который позволит оптимизировать трафик и не гнать постоянно потоки гигабайт видеоконтента из столицы в регионы.

    Но если не развивать сеть и не стремиться создавать правильную архитектуру, то проблемы, конечно, возникнут. Существуют узкие места, в том числе и на магистральных маршрутах, например, между Сибирью и Дальним Востоком. Если на Дальнем востоке не устанавливать CDN, которые будут оптимизировать трафик, снижая нагрузку на сеть, будет ощущаться перегрузка магистральных каналов, что скажется на качестве передаваемого контента. Если же все сделать правильно, проблем не возникнет.

    Если говорить про Беларусь, то там наблюдается ситуация с доминирующим положением «Белтелекома». Маленькие кабельные операторы сильнее, чем в России, зависят от интернета. Например, они получают телеканалы от «Медиалогистики» через публичный интернет, потому что доставка по оптике «Белтелекома» стоит очень дорого. Поэтому мы помогаем белорусским операторам оптимизировать получение видеоконтента через публичный интернет, устанавливая на их стороне специальные программные решения.

    В целом проблема с доставкой контента OTT-сервисов может стоять только в совсем небольших и отдаленных населенных пунктах. И она решаема.

    Может ли ОТТ стать драйвером перехода на качество изображения в 8K и когда это может произойти? Ограничены ли в этой части возможности обычных кабельных операторов? 

    — Вопрос с 8K сейчас вообще неактуален. Например, японская телекомпания NHK уже несколько лет назад запустила вещание в формате 8K, но фактически ни самого 8К контента в нужном количестве, ни его востребованности со стороны зрителей не наблюдается. Поэтому на канале выходит только небольшой тайм-слот в прайм-тайм с передачами в 8K.

    Даже если говорить про формат 4K, то и он сейчас не является мейнстримом. Большинство людей не гонится за всеми технологическими новшествами. Для них при выборе контента доминирующими являются совсем иные критерии, а 4K – это скорее просто дополнительный бонус. Тут можно провести аналогию с аудиоиндустрией. Есть аудиофилы, которые выбирают для прослушивания музыку только в очень качественном формате. Но большинство довольствуется MP3. То же самое и здесь. 4K занял такую же нишу для массового зрителя, какую Hi-Fi занимает при выборе аудиоконтента.

    На этом фоне 8K, если рассматривать его применительно к востребованности пользователями, это стандарт для гиков, которые в принципе стремятся использовать только все самое лучшее и инновационное или для обитателей особняков с большими залами, куда можно установить огромный экран. Для человека, живущего в средней по площади квартире, которая не подразумевает просмотра телевизора с большого расстояния и не предусматривает возможности установки экрана во всю стену, вполне достаточно и контента в HD-качестве, максимум в 4К.

    В целом же, если сравнивать потенциал OTT-сервисов и кабельного ТВ, то в OTT проще внедрять новые форматы, так как здесь в основе лежат программные, а не аппаратные решения. У кабельных операторов, предоставляющих абонентам услуги через ТВ-приставки, переход на 4K связан с необходимостью обновления всей линейки операторского оборудования, включая приставки. Такие приставки на рынке есть в достаточном количестве, но сложность состоит в том, чтобы убедить пользователей установить их взамен тех, которые у них уже прекрасно работают.

    Тут преимущество получают OTT-сервисы, для которых вопрос замены ТВ-приставок и другого операторского оборудования неактуален. Для них главное, чтобы у пользователя был личный гаджет с 4К-экраном и интернет-канал с достаточной пропускной способностью. В этом смысле массовое внедрение 5G-сетей может стать катализатором развития новых видеоформатов, в том числе и 8K.

    Кабельные операторы в будущем – это партнеры или конкуренты ОТТ-провайдеров? 

    — Здесь можно говорить не про будущее, а про настоящее. Как я уже говорил выше, кабельные операторы уже сами становятся OTT-провайдерами, запуская в том числе и самостоятельные, не привязанные к собственной сети сервисы. Также они добавляют в свои пакеты возможность доступа к сторонним онлайн-кинотеатрам. И примеров такого сотрудничества все больше.

    Что будет если из России уйдут западные телеканалы? Возможно ли такое, и что после этого делать? 

    — Этой темы я тоже касался при ответе на один из предыдущих вопросов. В России работает более 600 телеканалов, из которых примерно четверть – иностранные. Даже если они все уйдут с российского рынка, на нем останется еще около 450 отечественных телеканалов. Чисто количественно этого вполне достаточно для аудитории.

    Кроме того, освободившиеся ниши будут занимать новые проекты, даже несмотря на экономические особенности текущего момента.

    Какие проблемы у ОТТ-сервисов вы видите в России? Что мешает быстро развиваться и масштабировать бизнес? 

    — Вообще сложно говорить о каком-то развитии абстрагируясь от текущей геополитической ситуации. Это касается не только OTT-сервисов, но и кабельных операторов, да и вообще любого бизнеса. Возможна новая волна каких-то слияний и поглощений, которые приведут к укрупнению рынка.

    В целом уже не раз звучало мнение, что на российском рынке присутствует больше OTT-сервисов, чем это необходимо. Их количество будет уменьшаться. Этот тренд напрямую не связан с геополитической ситуацией, но она его ускорит.

    Что касается масштабирования бизнеса, то OTT-сервисам нужно выходить за пределы России. Даже в текущей ситуации при правильном подходе – это возможно. Для этого им необходимо использовать определенные легальные бизнес-схемы. Вообще на этот вопрос невозможно ответить коротко. Тут кроется тема для отдельного разговора.

    Возможны ли программы по государственной поддержке ОТТ-вещания и распространения его, как стандарта, по всей стране? 

    — Если говорить о ТВ-вещании, то в России уже есть закон, обязывающий аудиовизуальные сервисы транслировать общедоступные телеканалы.

    Что касается производства контента, то существует госпрограмма по его поддержке. Есть многочисленные гранты на финансирование создания контента, предназначенного именно для трансляции в интернете. В том числе и в партнерстве с OTT-сервисами.

    С другой стороны, участие государства в коммерческих проектах, коими являются OTT-сервисы, не должно быть безграничным. Это бизнес, который должны вести бизнесмены, подчиняясь законам рынка. Если кто-то не может этого делать, он должен уйти с рынка, а не получать бесконечную господдержку убыточных проектов.

    * Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Рейтинг:

    (3)
    TVnews.by