"Дом-2" под снос: почему закончилась 16-летняя история реалити-шоу и ждать ли его возвращения

  • 22.01.2021, 21:49
  • 3 052
  • В конце декабря руководство телеканала ТНТ объявило о закрытии, казалось бы, вечного реалити-шоу «Дом-2». Причиной такого решения мог послужить конфликт нового руководителя «Газпром-медиа» и продюсеров проекта, а возродиться шоу может в скором времени на YouTube, в TikTok или даже на отдельном телеканале, где будет идти исключительно «Дом-2», узнал Forbes.

    "Дом-2" под снос: почему закончилась 16-летняя история реалити-шоу и ждать ли его возвращения
    Фото DR

    6066 дней, или 16,5 лет телеканал ТНТ показывал, как сотни участников реалити-шоу «строили свою любовь» в прямом эфире. Российский проект «Дом-2» стал самым продолжительным в мире ежедневным реалити-шоу. За эти годы он успел породить десятки звезд разной величины, главной из которых стала Ольга Бузова с 22,7 млн подписчиков в Instagram (больше в России только у Хабиба Нурмагомедова), пережить неоднократные нападки родителей, депутатов и РПЦ и принести своим создателям и телеканалу миллиардные доходы.

    Forbes разобрался в причинах закрытия скандальной телеэпопеи и узнал, стоит ли ждать возрождения «Дома-2» в новом формате.

    Фундамент «Дома»

    Идея шоу и первые десять лет его существования — заслуга продюсера Валерия Комиссарова, который в начале нулевых запустил ряд телепрограмм, посвященных семейным отношениям (самая известная — «Моя семья» на канале «Россия»), две радиостанции, а также курировал выпуск партийного издания «Единой России», был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах в 2000 году и больше десяти лет подряд работал депутатом Госдумы. В 2003-м тогдашний генпродюсер телеканала ТНТ Дмитрий Троицкий позвал Комиссарова под новую задачу — запустить популярное реалити-шоу. Комиссаров предложил концепцию проекта «Дом», в котором семейные пары на протяжении трех месяцев под постоянным видеонаблюдением строили коттедж. Формат был калькой с британского реалити-шоу Under Construction компании Zeal Entertainment, которой ТНТ поначалу платил лицензионные отчисления (размер не раскрывается), рассказывал РБК Троицкий. Действие происходило на территории в 2,2 га на берегу реки у деревни Лешково, земля принадлежала Комиссарову и его близким.

    В 2004 году канал ТНТ вместе с продюсером запустил второй сезон телепрограммы, куда вместо семей позвали одиноких людей. На той же территории («поляна») возвели временный коттедж, баню, столовую и лобное место, где каждую неделю решали, кого выгнать с проекта. Постепенно «строительную» концепцию шоу сменила любовная: у проекта появился слоган «Построй свою любовь», а участники погрузились в отношения друг с другом. ТНТ уведомил британских партнеров, что формат переработан, и выплатил отступные за прекращение сотрудничества в размере «нескольких сотен тысяч долларов», рассказывал бывший топ-менеджер ТНТ.

    Производство контента взяла на себя принадлежавшая семье Комиссарова компания «Дом работников телевидения и радио» (в реестре СМИ Роскомнадзора она и сейчас указана как учредитель телепрограммы «Дом-2»). В беседе с Forbes Комиссаров рассказал, что заключил с ТНТ договор на производство шоу, который канал ежегодно продлевал. В титрах «Дома-2», однако, официальным производителем с момента запуска указывали «ТНТ-Телесеть», а с осени 2010-го — «Комеди Клаб Продакшн». Сам Комиссаров ответил, что «никогда не понимал необходимости указывать в титрах других производителей, но особенного значения этому не придавал». В пресс-службе ТНТ на момент публикации материала причину такого расхождения не прокомментировали.

    Программу на ТНТ транслировали с 20:30 до 21:30 ежедневно. Поначалу ее рейтинги «не вызывали энтузиазма», но затем начался рост, вспоминал в беседе с РБК Троицкий, и шоу решили продлить. В 2004 году, по данным Mediascope, предоставленным по запросу Forbes, доля аудитории (количество человек, смотревших средний выпуск телепрограммы, выраженное в % от всей телеаудитории старше четырех лет) регулярных вечерних выпусков составляла 9,9%, в 2005 году — 10,4%.

    Популярности шоу добавляла Ксения Собчак, дочь первого мэра Санкт-Петербурга, которую утвердили на роль ведущей. «Ее не брали на телевидение вообще, а я взял. Потому что увидел, что она живая, интересная и даже искренняя в своей лжи», — рассказал Forbes Валерий Комиссаров. Собчак также признавала, что безуспешно ходила на разные кастинги, а в «Дом-2» попала благодаря Комиссарову. Второй ведущей стала Ксения Бородина, менеджер по туризму, которая мечтала стать телезвездой и постоянно, но безуспешно рассылала везде свое резюме. Участников шоу, по словам Комиссарова, отбирали специальные кастинг-менеджеры и лично автор идеи. Желающие должны были прийти на кастинг в своем городе и соответствовать нескольким требованиям: быть старше 18 лет, не состоять в браке, а также «быть яркой, неординарной личностью и уметь отстаивать свое мнение». На кастингах, писал РБК, часто задавали провокационные вопросы.

    «Собчак не брали на телевидение вообще, а я взял. Потому что увидел, что она живая, интересная и даже искренняя в своей лжи»

    В 2007 году после крутого взлета доля аудитории «Дома-2» упала до 8,8%, но в 2010-м благодаря открытию новой съемочной площадки «Городские квартиры» (в здании НИИ технического стекла в Москве, 49% которого также принадлежало семье Комиссарова) достигла рекордных 11,3% и продолжила расти. В 2012-м доля регулярных вечерних выпусков «Дом-2» составляла уже 12,5%. За популярный контент на ТНТ готовы были платить: производство шоу в начале 2010-х годов обходилось каналу и связанным с ним структурам примерно в $2 млн в месяц, вспоминал собеседник РБК, близкий к создателям проекта. Комиссаров эту сумму комментировать отказался, но пояснил, что телеканал ТНТ платил ему за производство контента, зарабатывая на рекламе и спонсорстве выпусков, а также на продаже контента на другие телеканалы и прав на товарный знак.

    В 2012 году «Дом-2» покинула Собчак. В 2013 и 2014 годах доля аудитории программы на этом фоне упала до 9,7% против прежних 12,5%. «Ксения Собчак повышала уровень шоу, наполняла его смыслом и миссией, — считает креативный продюсер, лектор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Артур Тарасенко. — С ее работой на проекте совпал золотой период «Дома-2». У шоу была миссия — разбирать модели и антимодели создания и развития отношений. С уходом Собчак задачи шоу изменились, эта миссия девальвировалась, глубина и качественная рефлексия почти исчезли».

    Вести шоу продолжили Ксения Бородина и Ольга Бузова — одна из первых участниц шоу, которая провела на нем около четырех лет, а после решения уйти в 2008-м получила предложение стать соведущей. Впоследствии команду ведущих пополнили участники Андрей Черкасов и Влад Кадони и певица Ольга Орлова.

    Рыбзавод на Сейшелах

    В 2014 году пришло время в очередной раз продлевать контракт Комиссарова с ТНТ, но вместо этого телеканал в тайне от него построил новую съемочную площадку для «Дома-2» и отдал проект на производство компании «Солярис Промо Продакшн» (СПП), вспоминает одна из бывших сотрудниц шоу. Владел «СПП» Александр Карманов, основатель и владелец «Евразийского трубопроводного консорциума» — крупного поставщика труб для госкомпаний (в 2013 году его структуры выиграли контракты «Транснефти» и «Газпрома» на 30 млрд рублей) и друг Аркадия и Бориса Ротенбергов.

    Комиссаров тогда, по собственным словам, большую часть времени проводил в Америке и Европе (в 2011-м он досрочно сложил с себя депутатские полномочия, заявив о желании создать сеть телеканалов для русскоговорящего населения за границей). «Из-за своего отсутствия в России Валерий потерял общение, влияние и прочее, — уверяет бывшая сотрудница шоу. — Мы все [сотрудники, занимающиеся «Домом-2»] были проинформированы, что строится новая площадка, а он узнал об этом непосредственно перед нашим переездом. В день икс нас просто, как лабораторных крыс, перекинули в другое место. Но вопросов мы не задавали — главное, что нам сохраняли рабочие места».

    По факту у Комиссарова тогда «забрали проект, но юридически все было сделано грамотно», говорит собеседница Forbes. Товарный знак «Дом-2» с 2004 года, по данным СПАРК, был зарегистрирован на АО «ТНТ-Телесеть». Так как компания обладала всеми правами на шоу и сама выбирала подрядчика для съемок (а Комиссаров де-юре выступал именно в таком статусе), трансфер действительно был в рамках закона, подтверждает партнер юридической компании FTL Advisers Мария Кукла. «Главное правило любого бизнеса, если ты играешь вдолгую — постараться не ругаться со всеми. И даже когда тебе сделали больно, ты в этот момент должен держать себя в руках. Поэтому мой честный ответ на поставленный вами вопрос, что же произошло в 2014 году: «Без комментариев», — сказал Forbes Комиссаров.

    Новая загородная «резиденция» «Дома-2» разместилась в деревне Летово в Новой Москве, а «Городские квартиры» перевезли в одноэтажное здание на улице Саморы Машела рядом с РУДН. Землю для строительства новой «поляны» приобрела фирма «ЕТК Инвест» — «дочка» «Евразийского трубопроводного консорциума» (ЕТК) Александра Карманова, теперь отвечавшего за проект. Другая «дочка» «ЕТК», «Евраплейс» с 2013 года была собственником здания под «Городские квартиры» на улице Саморы Машела. На обустройство «поляны» и «Городских квартир» с учетом закупки оборудования ушло около $50 млн, писал РБК.

    На ТНТ Карманов вышел через Артура Джанибекяна (соавтор Comedy Club, с 2015-го — гендиректор «Газпром-медиа Развлекательное телевидение»), который был ему «хорошим другом», рассказывал в беседе с Forbes в 2018 году экс-гендиректор «СПП» Александр Майсов. В том же 2014-м «СПП» получила 25,01% Comedy Club Production и купила музыкальный телеканал A-One (с 2016 года «ТНТ Music»). На вопрос о том, зачем ему актив в виде скандального шоу, Карманов не ответил, проигнорировав звонки и сообщения корреспондента Forbes. Но РБК писал, что крупного производственника давно влек мир глянца: в 90-е годы Карманову принадлежал московский ночной клуб «Грезы», где проходили «театрально-эротические шоу», он продюсировал музыкальную карьеру своей гражданской супруги Натальи Лагоды, а в 2000-е годы женился на экс-солистке группы «Блестящие» Ольге Орловой.

    В 2015-м с подачи команды Карманова у шоу появился еще один формат — «Остров любви». Эту часть программы решили снимать на Сейшелах, где Карманов приобрел долю в одном из рыбозаводов Oceana Fisheries, чтобы экспортировать в Россию рыбу и морепродукты. Одна из бывших сотрудниц шоу уверяет, что участников «Дом-2: Остров любви» оформляли как сотрудников сейшельского рыбозавода, в России зарегистрированного в качестве ООО «Океаника Групп», 70% которой принадлежало ЕТК Карманова.

    Конец любви

    В 2018-2020 годах падение аудитории «Дом-2» и самого ТНТ продолжилось. А 18 декабря 2020-го, неожиданно и для зрителей, и для участников шоу руководство канала объявило о завершении 16-летней истории «Дома-2». «Я был уверен, что никогда не тронут «Дом-2». «Дом-2» — это ТНТ, ТНТ — это «Дом-2». Для меня это прямые ассоциации, — говорит ведущий «Дома-2» с 2013 года Андрей Черкасов. — Я сам узнал только 17 декабря и был шокирован». Интернет-аудитория восприняла новость в основном с радостью: «Ну наконец-то! Ждал с 2005!!! Мои молитвы были услышаны», «2020-й — хоть за это СПАСИБО», — писали пользователи.

    Основными причинами закрытия топ-менеджеры ТНТ и холдинга «Газпром-медиа» (ГПМ), в который он входит, назвали падение рейтингов шоу и его нестыковку с концепцией семейного телеканала, которой теперь придерживается ТНТ. «Дом-2» — история, которая долго была успешной, при этом она очень дорогая в производстве. Холдинг ставит перед ТНТ новые амбициозные задачи как по аудиторным, так и по финансовым показателям. У канала есть очевидные сильные стороны — это юмор в любых форматах и сериалы, на них канал и будет делать ставку», — говорил в интервью «Коммерсанту» Александр Жаров, гендиректор ГПМ.

    Дополнительные вопросы Forbes о причинах закрытия в ГПМ комментировать отказались. Не ответил на них и директор ТНТ Роман Петренко, отметив лишь, что причина закрытия «Дома-2» — «это банально экономика: рейтинги и зависящая от них рекламная выручка». «Любой проект, который опускается ниже средней доли канала в целом, закрывается», — констатировал он. «В последние два года рекламная выручка упала: были миллиарды, стали сотни миллионов в год», — подтверждает источник Forbes в одном из медиаагентств.

    По данным Mediascope, предоставленным по запросу Forbes, доля аудитории регулярных вечерних выпусков «Дом-2» старше четырех лет в последние годы действительно снижалась — с 6,5% в 2018-м до 4,9% в 2020-м (это значит, что 6,5% и 4,9% российских телезрителей смотрели «Дом-2»). Но ниже средней доли канала этот показатель не опускался, свидетельствуют данные агентства: в те же годы доля аудитории ТНТ старше четырех лет падала с 4,9% до 4,1%. Шоу вплоть до закрытия в конце 2020-го окупалось, утверждает источник Forbes на рынке производства кино и сериалов.

    В то, что падение рейтингов «Дома-2» и последовавшее за этим снижение рекламной выручки стали основными причинами закрытия, опрошенные Forbes эксперты не верят. Креативный продюсер, лектор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Артур Тарасенко считает, что резко стать невостребованным у телеканала ТНТ проект «Дома-2» не мог. По его словам, реалити-шоу представляло собой «отлаженную машину, которая обеспечивала большое количество часов относительно недорогого контента, имела стабильную аудиторию и огромное количество спонсорских интеграций». «Я не знаю, какой еще проект ТНТ позволял спонсорам так оперативно интегрироваться. У сериалов и других проектов цикл производства длиннее либо периодичность выхода ниже. А «Дом-2» как раз удовлетворял эти спонсорские потребности. В «Дом-2» спонсоры шли», — рассуждает Тарасенко. Так, например, спонсорами проекта были бренд «Лошадиная сила» и крупный китайский интернет-магазин Joom, перечисляет Тарасенко, перечисляет Тарасенко.

    По словам ведущего шоу Андрея Черкасова, в последние годы проект развивался «достаточно прогрессивно, динамично». «Ты включаешь ТНТ, и с самого утра у тебя пошло «Дом-2 Lite», «Спаси свою любовь», «Бородина против Бузовой». Далее у тебя вечером в 23:00 основной эфир «Дом-2. Город любви» и ночной эфир. То есть в целом все было хорошо. Никакого критического падения рейтингов или неокупаемости не было. Тут дело не в этом», — уверяет Черкасов.

    Слишком скандальный имидж

    По мнению Черкасова, а также источников Forbes на одном из федеральных каналов и в продакшен-компании, которая делает сериалы для каналов «Газпром-медиа», завершение скандального реалити-шоу связано со сменой руководства ГПМ: 24 марта 2020 года Дмитрия Чернышенко на посту гендиректора холдинга сменил Александр Жаров, прежде восемь лет возглавлявший Роскомнадзор, и стал обновлять состав сотрудников. С приходом команды Жарова у «СПП», которая занималась продакшеном «Дома-2», «стало не все так радужно». «Уволили прежнего начальника, и часть команды, существовавшей с ним на каких-то договоренностях, вместе с проектом [«Дом-2»], который они делали, пошла на выход, — знает источник Forbes на одном из федеральных телеканалов. — Что конкретно спровоцировало ухудшение отношений, я не знаю, но новое руководство стало потихоньку отовсюду выпиливать Карманова».

    В пресс-службе ГПМ на просьбу прокомментировать версию о нежелании Александра Жарова работать с командой Карманова ответили, что Жаров «в своей работе руководствуется прежде всего принципами экономической целесообразности, а не эмоциональными категориями «хочешь — не хочешь». Закрытие проекта, по словам представителя пресс-службы холдинга Елены Прохоровой, было решением канала ТНТ, которое «после изучения экономических обстоятельств» было поддержано руководством ГПМ.

    Тelegram-канал Baza связывал закрытие «Дома-2» с конфликтом телеканала и продакшен-компании с Администрацией президента и Роскомнадзором. Недовольство чиновников, как пишет Baza, вызывал «скандальный имидж проекта и, соответственно, всего телеканала». Отношения между ведомством, Администрацией президента и ТНТ обострились после того, как телеканалом вплотную занялся Александр Жаров, с марта 2020 года ставший генеральным директором компании ГПМ, говорится в сообщении Baza.

    Директор ТНТ Роман Петренко уверил Forbes, что «никакого конфликта ни с кем не было». Источник Forbes на одном из федеральных каналов назвал версию о конфликте производителей «Дома-2» и ТНТ с чиновниками «маловероятной». Роскомнадзор и заместитель руководителя Администрации президента Дмитрий Песков на запросы Forbes не ответили.

    Построй свой TikTok

    В 2018 году ТНТ и «Дом-2» решили вывести противостояние двух главных российских теледив - Ксении Бородиной и Ольги Бузовой — на новый уровень и запустили во «вселенной «Дома-2» еще одно шоу — «Бородина против Бузовой». В нем ведущие «Дома-2» обсуждали последние события телешоу, ссоры и примирения, проблемы в парах. В беседе участвовали селебрити, эксперты и бывшие участники «Дома-2».

    Несмотря на завершение «Дома-2», шоу «Бородина против Бузовой» «еще будет сниматься какое-то время», писал портал Super.ru. О старте съемок нового сезона проекта в своем Instagram сообщила и сама Бородина. «Всех волнует судьба этого шоу, ведь «Дом-2» закрыли, что там обсуждать-то? Ребят, на нашем веку тем хватит. Всегда есть о чем поговорить и что обсудить! Я давно мечтала вести такого рода шоу, где могу обсуждать социальные проблемы», — написала ведущая, уточнив, что шоу будет выходить на ТНТ в 10 утра.

    Сразу после заявления о закрытии проекта появилась информация о том, что и сам «неубиваемый» «Дом-2» просто перезапустится в новом формате. Гендиректор шоу Александр Расторгуев подтвердил телеканалу «360», что «Дом-2» прекращает выходить на ТНТ, но о полном закрытии речи пока нет. Об этом же сообщала в своем Instagram экс-участница проекта Алина Галимова. Где будут показывать шоу дальше, ни Расторгуев, ни Галимова не рассказывали. Источник Forbes на федеральном канале полагает, что новой площадкой для шоу станет другой телеканал «Газпром-медиа» — «например, ТНТ4». Продюсер Артур Тарасенко и вовсе наиболее перспективным считает создание в рамках ГПМ отдельного телеканала, на котором будут транслировать только проекты под брендом «Дом-2»: «Бренд «Дом-2» уже вполне самодостаточный и абсолютно точно имеет потенциал для создания отдельной медиавселенной, включая телеканал, потому что давно вышел за рамки классического реалити-шоу. Это диверсифицированное, разнообразное по жанрам и стилям явление».

    Представитель пресс-службы холдинга, однако, потенциальный перезапуск «Дома-2» в составе «Газпром-медиа» отрицает. У компании, по ее словам, нет планов по запуску реалити-шоу «Дом-2» на каком-либо своем эфирном или неэфирном канале.

    Директор ТНТ Роман Петренко на вопросы о будущем «Дом-2» не ответил, но подчеркнул, что у проекта большая аудитория в интернете. «Только социальные сети «Дома-2» насчитывают 3,5 млн подписчиков, в то время как телевизионная аудитория проекта снижалась несколько лет подряд». Экс-участник проекта Степан Меньщиков в разговоре с РБК предположил, что «Дом-2» продолжит выходить на YouTube.

    О возможном «восстании из пепла» «Дома-2» в новом формате косвенно говорят и заявки на регистрацию товарных знаков Wow House, поданные компанией «СПП» в конце прошлого года, которые обнаружил Forbes. В Instagram поисковый запрос Wow House выдает аккаунт с «первым реалити-шоу с тиктокерами», на который подписаны уже больше 9000 человек. Аккаунт в TikTok с тем же названием насчитывает почти 22 000 подписчиков. На некоторых опубликованных в Instagram Wow House видно, что съемки проходят на единственной уцелевшей площадке «Дома-2» в Летово (площадка на улице Саморы Машела, где раньше находились «Городские квартиры», решением суда передана университету РУДН, который сдавал эту землю в аренду).

    Бывшая участница «Дома-2» Мария Кохно в беседе с «360» также рассказала, что сейчас на базе «Дома-2» идет работа над созданием TikTok-дома, куда ее звали участвовать в съемках. «Это все равно будет не тот формат, чисто для молодежи 12–17 лет. Я знаю эту аудиторию, это просто смех. Это никому не нужно. «Дом-2» держался на том, что его смотрели все — от 15 и до 90 лет. TikTok — это только для молодежи», — отметила она.

    Источник Forbes на одном из федеральных каналов и Артур Тарасенко из департамента медиа Высшей школы экономики считают, что TikTok-дом — «это скорее параллельная история, а не новый формат, в которым будет существовать «Дом-2». «Продукт, который смотрят несколько миллионов человек, спускать в унитаз не будут», — уверен собеседник Forbes на федеральном канале.

    * Наш канал в Telegram - @tvnews_by

    * Мы в "Яндекс.Новостях" - подпишись!


    * Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Рейтинг:

    (2)
    TVnews.by