Телевидение | Беларусь | Алексей Носов: перешли на "цифру", а надо было переходить к делу — почему белорусское телевидение в упадке

Алексей Носов: перешли на "цифру", а надо было переходить к делу — почему белорусское телевидение в упадке


22.05.2015, 15:22
Когда я смотрю белорусское телевидение, то через 10—15 минут хочется переключить канал или вовсе погасить экран телевизора. Там практически нечего смотреть: ничего нового, близкого и интересного для своего зрителя они не делают, только штампуют копии популярных проектов, но и они — лишь блеклое бездушное подражание, реализованное посредственно. Почему тогда телевидение нашей страны находится в такой глубокой медийной и творческой яме? Да потому, что мы перешли на «цифру», а надо было переходить к делу.

Алексей Носов: перешли на "цифру", а надо было переходить к делу — почему белорусское телевидение в упадке


Когда у меня был телевизор с подключенным эфирным вещанием, количество настроенных каналов сводилось к шести: трем от Discovery, двум от National Geographic и одному белорусскому — для просмотра спортивных событий вроде чемпионата мира по хоккею. Как ни странно, но чем больше я погружался в среду телевидения, тем меньше я его смотрел. Очень хотелось увидеть на отечественных телеканалах что-то новое, интересное. Но сегодня мой телевизор служит лишь для игры в PlayStation и просмотра YouTube и фильмов.

Почему на нашем ТВ все так грустно? Многие из программ, стоящих в очереди на рассмотрение у директоров, либо не видят свет, либо превращаются в уродливое подобие первоначальной идеи. «У нас строится „Минск-Арена“. Почему бы нам не сделать качественный аналог „Мегастроек“?» — звучит призыв в кабинете начальства. «Ну, послушай, нам это не надо. Это дорого и долго, — отвечает руководство. — Мы лучше купим те же „Мегастройки“ трех-пятилетней давности по $500 за выпуск».

О том, что «Мегастройки» за эти годы уже все посмотрели, никто не думает. Никто не задается вопросом, что это задел на будущее, что потом уже другие каналы могут купить проект для своего эфира. National Geographic снимает фильм о Wargaming. И будьте уверены: через несколько лет «Белтелерадиокомпания» купит этот продукт за заветные $500. Пусть не сразу, но дешево и без лишних телодвижений.

Алексей Носов: перешли на "цифру", а надо было переходить к делу — почему белорусское телевидение в упадке


Те, кто не пал духом после отказа от реализации проекта, уедут в Украину или Россию, создадут свой продукт и продадут его обратно на родину как товар из вторых рук. Наш самый крупный медиахолдинг напоминает мазохиста, который заставляет отечественные мозги уезжать в заграницу, на которую впоследствии будет ориентироваться, когда президент в очередной раз в ходе традиционного послания отчитает телевидение за плохую работу. Мол, что вы, не можете как они? Ведь есть же деньги, ресурсы!

Они есть, но есть и формализм большого штата — такому количеству сотрудников просто нечем заняться. И сил осталось теперь только на то, чтобы поддерживать в приличном виде структуру спортивных трансляций да несколько спецпроектов вроде «Евровидения». Ах да, еще каждую пятилетку делать ребрендинг под видом возрождения компании, где новые каналы будут забиты все теми же старыми передачами по $500.

Если вы зайдете в здание «Белтелерадиокомпании», то столкнетесь с визуальным отражением упадка. Практически все оно, за исключением пятого этажа (где «прописано» руководство), находится в плачевном состоянии. Начиная от кабинетов и заканчивая уборными, куда страшно заходить. В такой атмосфере не до творческих полетов.

Аудитория всей «Белтелерадиокомпании», куда входят теле- и радиоканалы, оценивается в 250 млн человек. Правда, это не реальная аудитория, а возможная (с учетом зоны охвата вещания). А теперь скажите: смотрите вы каналы «Беларусь-1», «Беларусь-2» и так далее? А если смотрите, то что? Спорт и трансляции крупных событий пару раз в год?

Я думаю, формализм — это болезнь не только БТ. Мы живем в мире, где заполнять классный журнал важнее, чем обучать школьников. Мы там, где правильное оформление бумаг по уплотнению со сносом домов важнее, чем удобная жизнь человека. Мы все еще, к сожалению, там, где существование на объедках чужого творческого труда приемлемо. Но при этом нам все должны. А дело все в том, что времена «должных» уже давно прошли, но вот время личной ответственности отчего-то все еще не наступило.
Вернуться назад