Коммуникации | Беларусь | Будущее мобильной связи: ни "голоса", ни трафика, только сервисы
Будущее мобильной связи: ни "голоса", ни трафика, только сервисы25.11.2016 |
Операторский бизнес стремительно меняется во всем мире. Компании, которые раньше зарабатывали деньги на продаже голосового трафика, теперь делают ставку на интернет, а в будущем – на специальные сервисы. Об экономике мобильной связи и современных трендах Digitl.Report рассказал эксперт крупной мировой операторской компании Turkcell Group, заместитель генерального директора life:) в Беларуси Алтунташ Бахаттин Мурат. В группу входят компании, которые расположены в странах СНГ. Как вы оцениваете эффективность вашего операторского бизнеса в Беларуси, Украине, Молдове? Возможно, вы сравниваете перспективность каждого региона, какой из них более динамичный? В Беларуси и Украине на протяжении 2016 года наши подразделения демонстрируют устойчивый рост. И, несмотря на сложную макроэкономическую обстановку в стране и рост иностранной валюты, Беларусь показала положительные финансовые результаты. Выручка «БеСТ» за 9 месяцев текущего года составила 72,1 млн бел. рублей, что на 21,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом выросла и абонентская база. Рентабельность по EBITDA выросла на 2,5 процентных пункта до 4,6%, в основном за счет роста выручки и улучшения оперативного управления расходами. «БеСТ» запустил в августе 4G в партнерстве с инфраструктурным оператором и расширил свой продуктовый портфель новыми интернет-предложениями: от 2ГБ до 50ГБ. Запуск 4G для оператора – это дополнительный импульс для дальнейшего роста. В Украине Turkcell представлен брендом lifecell. Выручка оператора за 9 месяцев 2016 года выросла на 6,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Рост доходов там связан с запуском 3G и продажей терминального оборудования. Через свою сеть продаж и интернет-магазин оператор предлагает своим покупателям разные гаджеты в комплексе с пакетом услуг. Компания является первым в Украине оператором, который непосредственно участвовал в продажах терминального оборудования. Таким образом, видно, что операторы развиваются в разных конкурентных условиях. Можно сказать, что оба региона сегодня динамично растут, что связано с запуском 3G в сети украинского оператора и 4G в сети белорусского. Передача данных – это будущее мобильных коммуникаций, и мы, как и наша материнская компания, будем стратегически развиваться в этом направлении, чтобы продолжать расти в этом сегменте. Изменился ли операторский бизнес в регионе СНГ? Можно ли выделить технологические и экономические изменения и обозначить, к чему они приведут в будущем? ![]() Именно поэтому мобильные операторы вынуждены адаптировать свой бизнес, чтобы иметь возможность удовлетворять эти потребности, предлагать абонентам то, что им нужно. По этой причине мы больше не продаем только голосовую связь и тарифные планы, мы продаем сервисы, чтобы удовлетворить разные потребности своих клиентов. Телевидение, музыка, игры, банковские сервисы, пакеты для социальных сетей и др. – все это только начальные этапы «диджитализации» мобильного рынка. Я верю, что в ближайшем будущем операторы не будут продавать ни «голос», ни трафик, они будут продавать сервисы, которые будут удовлетворять потребности их клиентов. Поддерживаете ли вы инициативу некоторых стран и операторов, которые хотят получать денежную компенсацию от владельцев интернет-мессенджеров? Да, мы как телеком-компания поддерживаем эту инициативу. Операторы связи много инвестируют в развитие мобильной сети и ИТ-инфраструктуры. Мессенджеры добрались до наших клиентов, используя эту инфраструктуру бесплатно, и произвели монетизацию своих сервисов без каких-либо компенсаций затрат самим операторам. Но мы не против развития мессенджеров, мы считаем, что они должны вносить плату телеком-операторам за доступ к своим сетям, своим клиентам и продвижение своих сервисов на инфраструктуре операторов. В какой стране присутствия вашей компании наиболее хороший экономический климат для развития бизнеса? Каждая страна имеет свою собственную динамику развития и условия. Мы время от времени сталкиваемся с трудностями и изменениями повсеместно. Мы все знаем о проблемах, которые произошли в Украине, и о тех макроэкономических изменениях, которые случались в Беларуси в последние годы. Мы разрабатываем свою стратегию развития в соответствии со спецификой рынка в каждой стране по отдельности. Сочетание этих стратегий приносит успех на уровне всей компании. Мы впервые зафиксировали непрерывный рост доходов и такого показателя, как EBITDA в течение последних 9 месяцев не только в турецком подразделении, но и на уровне всей группы. В 3 квартале этого года компания в целом достигла самого высокого уровня роста за последние 3 года на уровне 8,8% с улучшением показателя из квартала в квартал. Маржинальность по EBITDA выросла на 33,3% в 3 квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого. За 9 месяцев текущего года Turkcell (Турция) сгенерировал 90% выручки всей группы. И этот факт является основным драйвером для всех членов группы. О технических аспектах развития операторского рынка — читайте в продолжении интервью топ-менеджера Turkcell Group. Вернуться назад |