Игорь Сукач, директор «Атлант Телеком»: Либерализация телеком-рынка Беларуси дала бы толчок развитию всех операторов

Беларусь в скором времени войдет в ТОП-30 стран по индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Такое мнение в интервью Digital Report высказал руководитель ведущего частного интернет-оператора в Беларуси «Атлант Телеком», заместитель председателя ассоциации «Белинфоком» Игорь Сукач. Эксперт полагает, что либерализация на рынке интернет-провайдинга может дать толчок в развитии ИКТ в Беларуси.

Игорь Сукач, директор «Атлант Телеком»: Либерализация телеком-рынка Беларуси дала бы толчок развитию всех операторов

Насколько регулирующие государственные структуры в Беларуси учитывают важность развития рынка телекоммуникаций и какие шаги предпринимает государство, чтобы стимулировать экономические процессы?

Государство понимает необходимость развития телекоммуникационной отрасли в рамках информатизации республики в целом. По последним данным, Беларусь заняла 36 позицию по индексу ИКТ, и я считаю, что для небольшой страны — это очень большое достижение. Безусловно, перед Министерством связи и информатизации стоит задача войти в ТОП-30 стран. На государственном уровне есть понимание, что построить современное общество можно только в том случае, если решены задачи, связанные с информатизацией.

Задачи, которые ставятся государством перед операторами связи, с одной стороны, способствуют информатизации республики, с другой, не противоречат целям бизнеса. Ведь в интересах коммерческих операторов предоставить наибольшему числу абонентов качественные интернет-услуги. Это генерирует наш доход. Таким образом, цели государства и телекоммуникационного бизнеса в Беларуси совпадают, и это приносит свои плоды.

Как вы оцениваете роль зарубежных инвестиций в телекоммуникационную отрасль Беларуси? Должны ли внутренние инвестиции превалировать над внешними?

Для абонентов и отрасли все равно, откуда пришли инвестиции. Главное, что они пришли, и абоненты получают современные и востребованные услуги. Вопрос в другом – в том, что внутри страны зачастую не хватает средств для того, чтобы равномерно развивать все отрасли. Поэтому привлечение иностранных инвестиций для такой страны, как Беларусь – это абсолютно нормальный процесс. При грамотном развитии экономики инвестиции идут сначала в банковскую сферу, способствуя улучшению экономического климата внутри страны, затем – в телекоммуникации.

«Атлант Телеком» первым привлек иностранные инвестиции, насколько существенным они оказались не только для компании, но и для всего рынка в целом?

В ноябре 2011 года Европейский банк реконструкции и развития стал владельцем 35% акций компании «Атлант Телеком». Это была первая существенная инвестиция ЕБРР в частный телекоммуникационный рынок Беларуси. Опыт получения таких инвестиций был новым не только для компании, но и для всей телекоммуникационной отрасли. «Атлант Телеком» первый из белорусских интернет-операторов, кто привлек иностранные инвестиций.

Телекоммуникационные компании растут и развиваются достаточно быстро, и это нормально, что для успешного роста им нужны серьезные финансовые вливания. Самый простой способ их получить – привлечь в свой капитал нового владельца-инвестора. Надо понимать, какой была компания «Атлант Телеком» в тот момент. В первую очередь, мы были ADSL-провайдером, но уже начали развивать направление Ethernet, которое было и остается передовым направлением развития технологии. Сегодня на белорусском рынке не осталось ни одного оператора, который делал бы ставку на развитие технологии ADSL. Благодаря инвестициям Европейского банка реконструкции и развития, нам удалось форсировать строительство Ethernet-сети. На момент получения инвестиций «Атлант Телеком» был небольшой компанией с абонентской базой в 18 тысяч человек. Прошло 4 года, и компания выросла с 18 до 190 тысяч абонентов. Фактически в 10 раз за 4 года. С одной стороны, это очень хорошее достижение, которое положительно оценивается акционерами. С другой стороны, это значимое событие на телекоммуникационном рынке Беларуси. Ни одна компания в Республике не росла и не растет такими темпами. Это позволило «Атлант Телеком» сохранить за собой роль ведущего оператора фиксированного доступа в Беларуси.

Насколько эффективным является развитие в Беларуси, на ваш взгляд, частного телекоммуникационного бизнеса в сфере передачи данных? Можно ли говорить, что частные компании имеют возможности для реализации технологического и экономического потенциала в полной мере?

Достаточно длительное время в Беларуси сохранялась монополия национального оператора на ряд направлений бизнеса. Например, на международные каналы связи. Частично эта монополия сохранилась до сих пор, правда, она превратилась в олигополию: есть два государственных оператора – «Белтелеком» и beCloud. В экономике, где демонополизация рынка произошла достаточно давно, нормальным является распределение долей на рынке, когда национальный оператор занимает от 50 до 70% доли рынка, а его ближайший преследователь имеет от 25 до 40% рынка. Это норма.

Учитывая, что демонополизация РУП «Белтелеком» запоздала и еще не завершена, то ближайший преследователь в лице «Атлант Телеком» имеет примерно 5%. Это очень мало. Поэтому монополия государства в Беларуси была и является ограничителем скорости развития телекоммуникационных компаний, особенно частных. Однако процессы демонополизации идут, и мы с надеждой смотрим в будущее индустрии. Нужно отметить, что телекоммуникационный бизнес – очень капиталоемкий. Без больших внешних инвестиций развитие будет очень медленным. Демонополизация дает возможность получения этих инвестиций.

Какие законодательные меры по регулированию наиболее ожидаемы игроками на телекоммуникационном рынке Беларуси?

Телекоммуникационная отрасль в любых странах – это отрасль, в которой существует серьезное законодательное регулирование. Оно может быть более-менее либеральным, но оно есть всегда. В разных странах это проявляется по-разному. И я не могу сказать, что в Беларуси законодательно отрасль регулируется жестче или иначе, чем в любой другой стране. Да, есть определенные особенности. Основным отличием от западных рынков является отсутствие либерализации в части доступа к внешним каналам связи. Я считаю, что если такая либерализация произойдет, это даст серьезный толчок для развития телекоммуникационной отрасли в Беларуси. С другой стороны, проблемы, которые сегодня переживает отрасль, связаны не только с внутренними законодательными ограничениями. Наиболее актуальны макроэкономические проблемы, которые не являются уникальными для Беларуси. Я говорю о кризисных явлениях, девальвации российского и белорусского рубля, евро.

В какой мере работа частных провайдеров учитывает обеспечение государственных и международных стандартов в области передачи данных?


Я не знаю ни одной страны, которая бы разработала и придерживалась собственного технического стандарта для передачи данных. Есть соответствующие требования международных институтов, которые регламентируют технические стандарты и нормы для систем передачи данных. Национальных технических стандартов нет и быть не может. Но, например, в Беларуси есть свои специфические требования к операторам. У нас образован институт уполномоченных операторов для оказания услуг передачи данных государственным органам, работающих с гостайной.

Надо понимать, что это вполне нормально, когда государство регламентирует услуги, которые будут получать предприятия и организации из государственной сферы. Государство описывает свои требования, и операторы решают, будут они соответствовать этим требования и играть в определенном сегменте рынка или нет.

* Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг:

(0)
21vek  BY