Стандартное мышление: какие сферы бизнеса ждут появления сетей 5G
Активно инвестируя в развитие сетей нового стандарта, телеком-компании готовят бурное развитие телемедицины, облачного гейминга, проектов виртуальной реальности и решений, связанных с интернетом вещей и блокчейном.

«Говорить про глобальное покрытие сетями 5G еще рано, но очевидно, что операторы по всему миру оценили мощности этой технологии, способные качественно изменить привычные нам вещи», — утверждает основатель инвестиционной компании А.Partners, партнер Skolkovo Ventures Алексей Соловьев. Наиболее важные возможности сетей нового образца — сверхвысокая скорость передачи данных, которая может в сотни раз превышать текущую скорость в сетях 4G и уменьшать задержки в передаче информации до нескольких миллисекунд, а также низкие энергозатраты устройств, подключенных к 5G. Это предоставляет возможности, чтобы изменить существующие сферы бизнеса и открыть новые, считает эксперт.
В развертывание сетей нового стандарта сейчас инвестируют 349 операторов в 126 странах. В 36 такие сети уже запущены в коммерческую эксплуатацию, пусть размер зон устойчивого покрытия пока и оставляет желать лучшего. «Благодаря внедрению технологий 5G произойдет четвертая промышленная революция, которая изменит процесс производства в разных отраслях промышленности», — отмечают в компании Ericsson, открывшей в Москве Центр 5G-инноваций. Согласно оценке Ericsson, сети 5G будут развиваться быстрее, чем в свое время сети LTE. «По итогам 2019 года в Швейцарии сети 5G охватили 90% населения, а в Южной Корее — 93%, — отметили в компании в комментарии РБК. — В 2020 году производство 5G-устройств станет массовым, что ускорит процесс внедрения технологий 5G. В 2020 году в мире будет продано 160 млн 5G-устройств. Основной спрос придется на Китай, где начнется массовое развитие рынка 5G. Кроме того, в 2020 году все крупные производители представят устройства с поддержкой 5G, и ожидается, что ряд производителей выпустит смартфоны среднего ценового сегмента».
Согласно прогнозам Ericsson, в ближайшие пять лет лидером в области 5G станет Северная Америка, где 74% мобильных подключений будет приходиться на подобные сети уже к концу 2025 года. На втором месте будут страны Северо-Восточной Азии с показателем 56%, на третьем — Европа с 55%. По оценке компании, к 2025 году 65% населения мира будет жить в зоне действия сетей 5G. К этому времени в сетях нового формата будет генерироваться 45% трафика, и 5G может стать самой быстро развивающейся технологией в истории мобильной связи.
Второе пришествие IoT
В начале 2010-х мир ждал бурного развития интернета вещей (IoT) — подключения к Сети множества устройств, которые обмениваются данными, чтобы повысить качество оказываемых услуг. Однако сейчас можно сказать, что реальная скорость развития IoT стала одним из самых больших технологических разочарований ушедшего десятилетия: прогнозы таких компаний, как IBM, ожидавшей уже к 2015 году триллиона имеющих доступ к интернету устройств, сейчас кажутся насмешкой: скорости и объемы передачи трафика в 4G-сетях просто не смогли бы поддерживать подобную армию умных гаджетов.
Новую жизнь в эти ожидания может вдохнуть именно распространение 5G. «Сейчас у человека, как правило, есть одно-два устройства, которые передают данные в интернет, — рассказывает Алексей Соловьев. — 5G изменит эту ситуацию, и мы будем пользоваться сразу многими такими устройствами: частью нашей обычной жизни станут наушники, часы, платежные карточки, браслеты, датчики, которые напрямую подключены к интернету для обмена данными. Это же касается устройств, используемых в «умных домах», и самых разнообразных бытовых датчиков. Рынки, которые развиваются благодаря появлению таких устройств, будут обрастать инфраструктурой, новыми приложениями и технологическими решениями».
Одно из направлений технологического развития, которое выиграет от внедрения новых сетей, — это беспилотные автомобили. Эксперты по технологиям часто утверждают, что существующие системы искусственного интеллекта сегодня вполне достаточны, чтобы управлять машиной: невозможность обеспечить безопасность вождения связана скорее с тем, что автомобиль не сможет с должной надежностью обмениваться данными о своем положении, скорости и направлении движения с другими автомобилями. Решить эту задачу с помощью LTE-сетей вряд ли возможно, а вот 5G-сети это вполне позволяют: с их помощью машина сможет обмениваться с другими роботизированными автомобилями и умными городскими устройствами даже данными о погоде, транспортной ситуации в месте движения и т.п. Новые сети удобны еще и тем, что передача таких объемов данных не будет приводить к быстрой разрядке аккумуляторов, если речь идет об электрокарах.
Миры немыслимых размеров
Первыми, кто отправился тестировать возможности 5G на Тверскую улицу, где организовано покрытие сетями от Tele2, стали геймеры, рассказывает Алексей Соловьев. «В США уже налажено покрытие новыми сетями крупнейших киберспортивных арен, — говорит он. — В России «МегаФон» тестировал покрытие при организации турнира по Dota 2». По словам инвестора, мощности новых сетей откроют революционные возможности для развития игр виртуальной и дополненной реальности. А также для любых симуляций, в которых требуется эффект присутствия и одновременное взаимодействие сотен или тысяч участников, например для программ, позволяющих распределенным командам работать над сложными проектами, или для платформ онлайн-обучения, задействующих виртуальную реальность.
«Значительный рост скорости и объема передачи данных дает толчок развитию облачного гейминга, а это уже принципиально новый способ потребления и производства игр, который в перспективе может изменить всю индустрию», — считает директор по маркетингу компании Playkey Роман Епишин. Основной продукт Playkey — облачный сервис, который позволяет геймерам запускать современные игры с высококачественной графикой даже на устаревших компьютерах: основные вычислительные операции делает сервис, а пользователь лишь получает в реальном времени сгенерированную удаленно картинку.
«Клаудгейминг сейчас в самом начале пути, — отмечает Епишин. — Пока это — возможность играть в игры, требующие высоких характеристик ПК, на слабом «железе» или на не предназначенных для игр устройствах, Smart TV, например. И 5G для нас — это расширение потенциально достижимой аудитории: ведь мы можем обеспечить сервис высокого качества только пользователям с хорошим интернетом. Распространение 5G увеличивает среднюю пропускную способность соединения, а значит, и число людей, способных извлечь выгоду из нашего сервиса».
В перспективе клаудгейминг может изменить качество и характер игр. «Тут важна связка «быстрый интернет плюс облачные вычисления», — подчеркивает Епишин. — В этом случае разработчик игры может задействовать ресурс мощных вычислительных кластеров, а не ограничивать свою фантазию возможностями домашней консоли или среднего потребительского ПК». Это также позволит вывести на новый уровень графику, обеспечив стопроцентный фотореализм, когда игровая картинка будет такой же, как в кино.
«Можно будет создать миры немыслимых ранее размеров, — прогнозирует основатель Playkey. — Пока что никакая игра не в состоянии, например, скопировать хотя бы один город так, чтобы в каждое здание, в каждый номер отеля, в каждую квартиру можно было зайти, сесть в каждый автомобиль, который стоит на дороге. Не говоря уж о воссоздании целой планеты с детализацией, близкой к реальности. Ультрабыстрый интернет плюс облачные вычисления позволят значительно продвинуться в этом направлении». По его словам, становится реальной и перспектива создания миров, которые будут меняться под воздействием каждого игрока. «Подобный уровень реализма требует колоссальных вычислений и памяти, которыми не располагают домашние устройства, зато они вполне реальны в облаке», — пояснил он.
Интернет-консилиум
Играми и транспортом возможности 5G не ограничиваются — самые серьезные изменения могут произойти в индустрии телемедицины. Более высокая скорость передачи данных может привести к росту использования тех же технологий дополненной реальности — как для обучения врачей, так и в качестве пособия прямо во время операций. «Внедрение 5G повлияет не столько на общение «врач — пациент», сколько на телемедицинское взаимодействие «врач — врач», считает исполнительный директор и сооснователь BestDoctor Михаил Беляндинов.
В качестве примера он приводит удаленное участие консилиума в проведении сложных хирургических операций. «Благодаря высокоточному изображению и мгновенной передаче данных специалисты смогут оказывать помощь оперирующему хирургу дистанционно, консультируя в сложных случаях», — отмечает Беляндинов. — Сегодня есть спрос на организацию таких консультаций, поэтому есть основания полагать, что с распространением 5G они прочнее войдут в медицинскую практику. Главное — четкое регулирование зон ответственности оперирующего и консультирующего хирургов».
С помощью 5G врачи смогут оперативно передавать «тяжелые» файлы с медицинской информацией, например результаты компьютерной томографии. Как отмечает Беляндинов, это актуально, когда в медучреждении отсутствует профильный специалист или нужно получить мнение второго специалиста. Первые хирургические операции с удаленным медицинским консилиумом с использованием сети 5G в России были проведены в ноябре 2019 года — одной из них стало удаление у пациента раковой опухоли. Более отдаленной перспективой может стать робохирургия: удаленное проведение операций с помощью манипуляторов, которыми управляет хирург, находящийся в другом городе или даже стране.
Блокчейн плюс IoT
Еще один фальстарт ушедшего десятилетия связан с технологией блокчейна, которая в сильнейшей степени зависима от хороших каналов связи. «У блокчейн-платформ есть очень большая потребность в том, чтобы росли скорости и объемы передачи данных, — отметил в комментарии РБК руководитель направления по работе с внешними разработчиками платформы Waves Инал Карданов. — В первую очередь потому, что распределенная природа проектов требует передачи большого объема данных между узлами блокчейна (происходит общение многих со многими)».
Новой волны хайпа развитие мобильных сетей, впрочем, не вызовет. «В данный момент сложно говорить о каких-то революционных изменениях в блокчейне благодаря 5G, — отмечает Карданов. — Это технология в первую очередь для мобильных устройств, а узлы в блокчейн-сетях очень часто являются серверами в дата-центрах со сравнительно неплохими физическими каналами связи относительно мобильных сетей. 5G может положительно повлиять только в том случае, если благодаря этой технологии в целом быстрый интернет станет дешевле, исчезнут какие-то узкие места в инфраструктуре».
Зато новый формат связи может оказаться полезен проектам, задействующим технологические комбинации из блокчейна и устройств IoT, например, такие решения часто применяются для контроля цепочек поставок в логистике. «5G может сильно помочь IoT, что положительно скажется и на блокчейн-платформах», — заключил Карданов.

«Говорить про глобальное покрытие сетями 5G еще рано, но очевидно, что операторы по всему миру оценили мощности этой технологии, способные качественно изменить привычные нам вещи», — утверждает основатель инвестиционной компании А.Partners, партнер Skolkovo Ventures Алексей Соловьев. Наиболее важные возможности сетей нового образца — сверхвысокая скорость передачи данных, которая может в сотни раз превышать текущую скорость в сетях 4G и уменьшать задержки в передаче информации до нескольких миллисекунд, а также низкие энергозатраты устройств, подключенных к 5G. Это предоставляет возможности, чтобы изменить существующие сферы бизнеса и открыть новые, считает эксперт.
В развертывание сетей нового стандарта сейчас инвестируют 349 операторов в 126 странах. В 36 такие сети уже запущены в коммерческую эксплуатацию, пусть размер зон устойчивого покрытия пока и оставляет желать лучшего. «Благодаря внедрению технологий 5G произойдет четвертая промышленная революция, которая изменит процесс производства в разных отраслях промышленности», — отмечают в компании Ericsson, открывшей в Москве Центр 5G-инноваций. Согласно оценке Ericsson, сети 5G будут развиваться быстрее, чем в свое время сети LTE. «По итогам 2019 года в Швейцарии сети 5G охватили 90% населения, а в Южной Корее — 93%, — отметили в компании в комментарии РБК. — В 2020 году производство 5G-устройств станет массовым, что ускорит процесс внедрения технологий 5G. В 2020 году в мире будет продано 160 млн 5G-устройств. Основной спрос придется на Китай, где начнется массовое развитие рынка 5G. Кроме того, в 2020 году все крупные производители представят устройства с поддержкой 5G, и ожидается, что ряд производителей выпустит смартфоны среднего ценового сегмента».
Согласно прогнозам Ericsson, в ближайшие пять лет лидером в области 5G станет Северная Америка, где 74% мобильных подключений будет приходиться на подобные сети уже к концу 2025 года. На втором месте будут страны Северо-Восточной Азии с показателем 56%, на третьем — Европа с 55%. По оценке компании, к 2025 году 65% населения мира будет жить в зоне действия сетей 5G. К этому времени в сетях нового формата будет генерироваться 45% трафика, и 5G может стать самой быстро развивающейся технологией в истории мобильной связи.
Второе пришествие IoT
В начале 2010-х мир ждал бурного развития интернета вещей (IoT) — подключения к Сети множества устройств, которые обмениваются данными, чтобы повысить качество оказываемых услуг. Однако сейчас можно сказать, что реальная скорость развития IoT стала одним из самых больших технологических разочарований ушедшего десятилетия: прогнозы таких компаний, как IBM, ожидавшей уже к 2015 году триллиона имеющих доступ к интернету устройств, сейчас кажутся насмешкой: скорости и объемы передачи трафика в 4G-сетях просто не смогли бы поддерживать подобную армию умных гаджетов.
Новую жизнь в эти ожидания может вдохнуть именно распространение 5G. «Сейчас у человека, как правило, есть одно-два устройства, которые передают данные в интернет, — рассказывает Алексей Соловьев. — 5G изменит эту ситуацию, и мы будем пользоваться сразу многими такими устройствами: частью нашей обычной жизни станут наушники, часы, платежные карточки, браслеты, датчики, которые напрямую подключены к интернету для обмена данными. Это же касается устройств, используемых в «умных домах», и самых разнообразных бытовых датчиков. Рынки, которые развиваются благодаря появлению таких устройств, будут обрастать инфраструктурой, новыми приложениями и технологическими решениями».
Одно из направлений технологического развития, которое выиграет от внедрения новых сетей, — это беспилотные автомобили. Эксперты по технологиям часто утверждают, что существующие системы искусственного интеллекта сегодня вполне достаточны, чтобы управлять машиной: невозможность обеспечить безопасность вождения связана скорее с тем, что автомобиль не сможет с должной надежностью обмениваться данными о своем положении, скорости и направлении движения с другими автомобилями. Решить эту задачу с помощью LTE-сетей вряд ли возможно, а вот 5G-сети это вполне позволяют: с их помощью машина сможет обмениваться с другими роботизированными автомобилями и умными городскими устройствами даже данными о погоде, транспортной ситуации в месте движения и т.п. Новые сети удобны еще и тем, что передача таких объемов данных не будет приводить к быстрой разрядке аккумуляторов, если речь идет об электрокарах.
Миры немыслимых размеров
Первыми, кто отправился тестировать возможности 5G на Тверскую улицу, где организовано покрытие сетями от Tele2, стали геймеры, рассказывает Алексей Соловьев. «В США уже налажено покрытие новыми сетями крупнейших киберспортивных арен, — говорит он. — В России «МегаФон» тестировал покрытие при организации турнира по Dota 2». По словам инвестора, мощности новых сетей откроют революционные возможности для развития игр виртуальной и дополненной реальности. А также для любых симуляций, в которых требуется эффект присутствия и одновременное взаимодействие сотен или тысяч участников, например для программ, позволяющих распределенным командам работать над сложными проектами, или для платформ онлайн-обучения, задействующих виртуальную реальность.
«Значительный рост скорости и объема передачи данных дает толчок развитию облачного гейминга, а это уже принципиально новый способ потребления и производства игр, который в перспективе может изменить всю индустрию», — считает директор по маркетингу компании Playkey Роман Епишин. Основной продукт Playkey — облачный сервис, который позволяет геймерам запускать современные игры с высококачественной графикой даже на устаревших компьютерах: основные вычислительные операции делает сервис, а пользователь лишь получает в реальном времени сгенерированную удаленно картинку.
«Клаудгейминг сейчас в самом начале пути, — отмечает Епишин. — Пока это — возможность играть в игры, требующие высоких характеристик ПК, на слабом «железе» или на не предназначенных для игр устройствах, Smart TV, например. И 5G для нас — это расширение потенциально достижимой аудитории: ведь мы можем обеспечить сервис высокого качества только пользователям с хорошим интернетом. Распространение 5G увеличивает среднюю пропускную способность соединения, а значит, и число людей, способных извлечь выгоду из нашего сервиса».
В перспективе клаудгейминг может изменить качество и характер игр. «Тут важна связка «быстрый интернет плюс облачные вычисления», — подчеркивает Епишин. — В этом случае разработчик игры может задействовать ресурс мощных вычислительных кластеров, а не ограничивать свою фантазию возможностями домашней консоли или среднего потребительского ПК». Это также позволит вывести на новый уровень графику, обеспечив стопроцентный фотореализм, когда игровая картинка будет такой же, как в кино.
«Можно будет создать миры немыслимых ранее размеров, — прогнозирует основатель Playkey. — Пока что никакая игра не в состоянии, например, скопировать хотя бы один город так, чтобы в каждое здание, в каждый номер отеля, в каждую квартиру можно было зайти, сесть в каждый автомобиль, который стоит на дороге. Не говоря уж о воссоздании целой планеты с детализацией, близкой к реальности. Ультрабыстрый интернет плюс облачные вычисления позволят значительно продвинуться в этом направлении». По его словам, становится реальной и перспектива создания миров, которые будут меняться под воздействием каждого игрока. «Подобный уровень реализма требует колоссальных вычислений и памяти, которыми не располагают домашние устройства, зато они вполне реальны в облаке», — пояснил он.
Интернет-консилиум
Играми и транспортом возможности 5G не ограничиваются — самые серьезные изменения могут произойти в индустрии телемедицины. Более высокая скорость передачи данных может привести к росту использования тех же технологий дополненной реальности — как для обучения врачей, так и в качестве пособия прямо во время операций. «Внедрение 5G повлияет не столько на общение «врач — пациент», сколько на телемедицинское взаимодействие «врач — врач», считает исполнительный директор и сооснователь BestDoctor Михаил Беляндинов.
В качестве примера он приводит удаленное участие консилиума в проведении сложных хирургических операций. «Благодаря высокоточному изображению и мгновенной передаче данных специалисты смогут оказывать помощь оперирующему хирургу дистанционно, консультируя в сложных случаях», — отмечает Беляндинов. — Сегодня есть спрос на организацию таких консультаций, поэтому есть основания полагать, что с распространением 5G они прочнее войдут в медицинскую практику. Главное — четкое регулирование зон ответственности оперирующего и консультирующего хирургов».
С помощью 5G врачи смогут оперативно передавать «тяжелые» файлы с медицинской информацией, например результаты компьютерной томографии. Как отмечает Беляндинов, это актуально, когда в медучреждении отсутствует профильный специалист или нужно получить мнение второго специалиста. Первые хирургические операции с удаленным медицинским консилиумом с использованием сети 5G в России были проведены в ноябре 2019 года — одной из них стало удаление у пациента раковой опухоли. Более отдаленной перспективой может стать робохирургия: удаленное проведение операций с помощью манипуляторов, которыми управляет хирург, находящийся в другом городе или даже стране.
Блокчейн плюс IoT
Еще один фальстарт ушедшего десятилетия связан с технологией блокчейна, которая в сильнейшей степени зависима от хороших каналов связи. «У блокчейн-платформ есть очень большая потребность в том, чтобы росли скорости и объемы передачи данных, — отметил в комментарии РБК руководитель направления по работе с внешними разработчиками платформы Waves Инал Карданов. — В первую очередь потому, что распределенная природа проектов требует передачи большого объема данных между узлами блокчейна (происходит общение многих со многими)».
Новой волны хайпа развитие мобильных сетей, впрочем, не вызовет. «В данный момент сложно говорить о каких-то революционных изменениях в блокчейне благодаря 5G, — отмечает Карданов. — Это технология в первую очередь для мобильных устройств, а узлы в блокчейн-сетях очень часто являются серверами в дата-центрах со сравнительно неплохими физическими каналами связи относительно мобильных сетей. 5G может положительно повлиять только в том случае, если благодаря этой технологии в целом быстрый интернет станет дешевле, исчезнут какие-то узкие места в инфраструктуре».
Зато новый формат связи может оказаться полезен проектам, задействующим технологические комбинации из блокчейна и устройств IoT, например, такие решения часто применяются для контроля цепочек поставок в логистике. «5G может сильно помочь IoT, что положительно скажется и на блокчейн-платформах», — заключил Карданов.
* Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Рейтинг: