Цифровые технологии Республики Беларусь: мультисервисная платформа для всех абонентов

  • 29.12.2017, 15:35
  • 2 386
  • Республика Беларусь сегодня стоит на пороге глобальных изменений, которые привлекут в экономику и науку государства инвестиции со стороны крупных мировых IT-корпораций. Во главе этих новаций стоит Министерство связи и информатизации, одним из приоритетных направлений деятельности которого является развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в республике, являющейся фундаментом для предоставления широкого спектра услуг.

    О развитии международного сотрудничества Беларуси в сфере связи и информатизации, изменениях и инновациях в телекоммуникационной отрасли Беларуси, влиянии бурно развивающегося цифрового общества на услуги связи в интервью журналу «ЭС» рассказал министр связи и информатизации Республики Беларусь, заслуженный связист Беларуси Сергей Петрович Попков.


    Цифровые технологии Республики Беларусь: мультисервисная платформа для всех абонентов

    Расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях деятельности Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

    Сегодня Министерством связи и информатизации осуществляется государственное регулирование и управление в ИКТ-секторе в нашей стране.

    Основные направления развития связи и информатизации закреплены в Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы, одобренной на заседании президиума Совета Министров 3 ноября 2015 года.

    Инструментом реализации проектов по ключевым направлениям является Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства от 23 марта 2016 года № 235. В рамках этой программы решаются задачи модернизации инфраструктуры, совершенствования электронного правительства и цифровой трансформации различных отраслей экономики.

    Одно из приоритетных направлений деятельности министерства — развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в республике, которая является фундаментом для предоставления широкого спектра услуг. Сегодня строятся волоконно-оптические линии связи непосредственно до потребителя и модернизируются существующие сети электросвязи, абоненты переключаются на мультисервисную платформу.

    Кроме того, создаются максимально благоприятные условия для ведения бизнеса, упрощения и ускорения документооборота, связанного в том числе с осуществлением внешнеэкономических операций.

    Важное направление работы — масштабный перевод административных процедур и государственных услуг в электронный формат, что позволит упростить ведение бизнеса и взаимодействие государства и граждан.

    В настоящее время перед нами стоят следующие первоочередные задачи: внедрение системы идентификации населения, реализация концепции «Умный город», создание условий для трансграничного информационного взаимодействия с другими государствами.

    Информационно-коммуникационные технологии уже успешно используются в здравоохранении и образовании, банковской и таможенной деятельности. Сейчас нужно более активно внедрять процессы информатизации в сфере бытовых услуг, торговле, жилищно-оммунальном хозяйстве, на транспорте.

    На 100 жителей Беларуси приходится 120 абонентов мобильной связи, то есть количество абонентов превышает численность населения.

    На государственном уровне реализуется комплекс мер по переходу ведомственных информационных ресурсов на облачные технологии.

    Выполнение всех поставленных задач станет серьезной вехой на пути превращения Беларуси в IT-страну.

    Как проводимая министерством работа отражается на повседневной жизни населения Беларуси? Назовите, пожалуйста, цифры, отражающие покрытие территории республики фиксированной и сотовой связью, возможности доступа в Интернет и другие, может быть, не количественные, а качественные показатели.

    Работа министерства, конечно, отражается на жизни населения. Утро большинства граждан начинается с новостей, которые они узнают из телепрограмм либо из Интернета. Людям уже трудно представить свою жизнь без стационарного, а уж тем более без мобильного телефона. Благодаря интенсивному развитию информационно-коммуникационных технологий все больше и больше традиционных услуг «уходят» в Интернет: многие из нас оплачивают коммунальные услуги, покупки, билеты и многое другое, используя Интернет.

    Если говорить о фиксированной телефонии, то в нашей стране на 100 жителей приходится 47,5 телефонного аппарата. Это больше, чем в большинстве европейских стран.

    Значительно шире распространена мобильная связь: на 100 жителей Беларуси приходится 120 абонентов мобильной связи, то есть количество абонентов превышает численность населения. Ничего удивительного, ведь некоторые граждане сейчас имеют несколько мобильных телефонов для разных целей. Все это говорит о хорошо развитых сетях мобильной связи: 99,9 процента населения доступны услуги мобильной связи второго и третьего поколения. Развивается и сеть мобильной связи четвертого поколения, на данном этапе такая связь уже доступна 68,7 процента населения. Показательны и данные использования стационарного широкополосного Интернета: количество абонентов на 100 жителей Беларуси — 32,2. По оценке Международного союза электросвязи, Республика Беларусь находится на 32-м месте среди 176 стран по данному
    показателю. Что касается беспроводного широкополосного Интернета, то тут количество абонентов на 100 жителей составляет 67,4. Такой высокий показатель достигнут благода-ря активному развитию беспроводных сетей передачи данных.

    Какие достижения республики в сфере связи и информатизации Вы бы выделили особо?

    Сегодня развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в Беларуси находится на высоком уровне и соответствует мировым стандартам: Республика Беларусь на протяжении последних трех лет подтверждает статус регионального лидера в данной сфере и
    неоднократно входила в топ-10 стран с наиболее динамично развивающейся информационно-коммуникационной инфраструктурой. Но важнее всего то, что из года в год увеличивается количество предоставляемых услуг и повышается их качество, все больше граждан могут использовать современные технологии вне зависимости от места.

    Также немало сделано в сфере информатизации.

    Созданы основные базовые компоненты электронного правительства. Это и общегосударственная автоматизированная информационная система — платформа интеграции ведомственных информационных ресурсов и систем, и система межведомственного электронного документооборота, позволяющая повысить скорость прохождения документов, оперативность принятия управленческих решений, единое расчетно-информационное пространство, позволяющее, не отходя от компьютера, оплачивать более 60 тысяч услуг. Создана и функционирует Государственная система управления открытыми ключами электронной цифровой подписи, позволяющей однозначно идентифицировать личность гражданина и придать юридическую силу электронному документу.

    Сформирована государственная система оказания электронных услуг организациям и гражданам, функционирует единый портал электронных услуг, через который оказываются услуги гражданам, юридическим лицам и государственным органам в сфере социальной защиты и налогообложения, земельноимущественных отношений и государственных закупок, судебного производства, торговли, финансов и др.

    В настоящее время в стране создаются условия для формирования цифрового пространства, реализации и функционирования цифровой экономики, в основе которой лежит надежное и безопасное взаимодействие при осуществлении коммерческих трансакций всех
    участников хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам цифровой трансформации различных отраслей экономики под воздействием ИКТ. Это проекты «Электронная школа», «Электронное здравоохранение» и др.

    Достижения в сфере информатизации по достоинству оценены международным IТ-сообществом. Согласно отчету ООН «Электронное правительство. Обзор-2016: Электронное правительство как поддержка устойчивого развития», в 2016 году Республика Беларусь заняла 49-е место в рейтинге по индексу готовности к электронному правительству из 193 стран мира, поднявшись за два года на шесть позиций.

    На высоком уровне находится и развитие почтовой связи в республике. По данным Международного бюро Всемирного почтового союза за 2016 год, из 170 стран — членов Всемирного почтового союза Республика Беларусь занимает 32-е место по индексу почтового развития.

    В Республике Беларусь принята Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы. Ответственным заказчиком Государственной программы определено Министерство связи и информатизации. Расскажите, пожалуйста, об этой программе и о ходе ее выполнения.

    Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы, разработанная, исходя из Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы, является инструментом реализации приоритетных направлений информатизации в нашей стране. Государственная программа включает 67 мероприятий, объединенных в три подпрограммы: информационно-коммуникационная инфраструктура, инфраструктура информатизации, цифровая трансформация.

    Первая подпрограмма посвящена развитию национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, повышению качества и расширению спектра оказываемых услуг. За счет собственных средств и средств государственного внебюджетного фонда Минсвязи в основном осуществляются 11 мероприятий подпрограммы.

    Уже сегодня развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в республике находится на высоком уровне и соответствует мировым стандартам.

    Активно проводятся мероприятия по развитию мультисервисных сетей электросвязи и внедрению IMS-платформы. На данный момент общее количество абонентов IMS-платформы составляет 2,3 млн.

    По технологии GPON с использованием волоконно-оптических линий связи подключено более 1,6 миллиона абонентов, что составляет 37 процентов от их общего количества.

    Благодаря модернизации и строительству сетей электросвязи постоянно увеличивается количество абонентов IP-телевидения. Сегодня их в Беларуси 1,65 млн человек.

    Вторая подпрограмма (инфраструктура информатизации) направлена на реализацию принципиально важных проектов национального масштаба, составляющих базу для последующего развития информационного общества. Все восемь мероприятий подпрограммы носят межведомственный характер, отличаются новизной (реализация подобных проектов в других странах завершена буквально недавно) и продолжительностью реализации. К инфраструктурным проектам, коренным образом влияющим на создание цифровой среды, относятся следующие проекты.

    Создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы обеспечит замену с 2019 года внутреннего паспорта гражданина Республики Беларусь на ID-карту, которая станет основным средством идентификации на территории нашей страны, сформирует полноценное сервисно-расчетное пространство, позволяющее владельцам ID-карт получать в электронном виде юридически значимые услуги, необходимые им в различных жизненных ситуациях.

    Вторым ключевым направлением реализации цифровых технологий является создание Национальной системы безбумажной торговли. Мы стремимся создать максимально продвинутую цифровую инфраструктуру организации электронного (безбумажного) взаимодействия всех участников внешнеторговых отношений, начиная от производства товаров и заканчивая их реализацией, которая включала бы такие важные элементы, как национальная платформа для мультимодальной электронной логистики, подсистема прослеживаемости движения товаров по цепочкам поставок и другие.

    Создание Национального портала открытых данных позиционирует наше государство как высокоразвитое и ориентированное на деловую инициативу. Его цель — способствовать «прозрачности» государственного управления и развитию предпринимательства.

    Реализация всех проектов Государственной программы направлена на совершенствование электронного правительства, формирование цифровой экономики и развитие информационного общества в Беларуси.


    Третья подпрограмма (цифровая трансформация) направлена на оптимизацию и цифровизацию посредством ИКТ бизнес-процессов во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Сегодня подпрограмма включает 48 мероприятий в сферах, наиболее готовых к цифровой трансформации, имеющихсозданный ранее задел и потенциал для данной работы.

    Среди отраслевых проектов — электронная школа, электронное здравоохранение, национальная система мониторинга товарнотранспортных потоков и другие.

    Сегодня электронное здравоохранение — это необходимость, которую диктует время. На стадии принятия находится Концепция развития электронного здравоохранения в Республике Беларусь до 2022 года. Ее главная задача — обеспечить полномасштабный охват всех граждан страны независимо от мест их проживания высококачественной медицинской помощью. Реализация проектов упомянутой концепции идет также в рамках проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» с привлечением займа Всемирного банка.

    Одним из приоритетных проектов является разработка подсистемы обращения электронных рецептов, которая позволит сократить рабочее время врача, затрачиваемое на выполнение лекарственных назначений и выписку рецептов.

    В перспективе электронный рецепт полностью заменит бумажный и работать с ним будут все медицинские учреждения и аптеки независимо от формы собственности.

    Доступ к системе обеспечивается через использование гражданами пластиковых карт электронного медобслуживания, которые уже начали выдавать во всех поликлиниках Минска, а в ближайшие годы эта система будет введена и по всей республике. Предполагается, что по этим карточкам можно будет получить не только необходимое лекарство, но и доступ к электронным амбулаторным картам.

    Проект «Электронная школа» призван обеспечить использование информационных технологий для оперативного и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе за счет внедрения сервисов «Электронный журнал» и «Электронный дневник». Реализация данного проекта позволит повысить навыки использования ИКТ, развить интеллектуальные и творческие способности участников образовательного процесса.

    К 2020 году в проект «Электронная школа» намечено вовлечь не менее 80 процентов школ страны.

    Для повышения доступности административных процедур ведется работа по модернизации реестра административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такая система создаст условия для минимизации финансовых и временных затрат на поиск актуальной информации об административных процедурах, а в дальнейшем предоставит возможность осуществлять административные процедуры в электронном виде.

    Одним из направлений реализации цифровых технологий в Беларуси является создание Национальной системы безбумажной торговли. Это знаковый проект в сфере ИКТ.


    Национальным статистическим комитетом проводится работа по автоматизации деятельности на всех этапах подготовки и проведения предстоящей переписи населения. Министерством транспорта и коммуникаций создается новая информационная система, которая позволит повысить пограничную безопасность нашей страны за счет информирования Государственного пограничного комитета и других государственных органов и организаций о пассажирах воздушных судов, прибывающих на территорию Республики Беларусь и следующих через нее транзитом.

    И это далеко не полный перечень проектов. Количество мероприятий данной подпрограммы имеет устойчивую тенденцию к увеличению за счет предлагаемых госорганами проектов на основе обновленных бизнес-процессов.

    Реализация всех проектов Государственной программы направлена на дальнейшее совершенствование электронного правительства, формирование цифровой экономики и развитие информационного общества в нашей стране.

    Почтовая связь является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры страны. Как с учетом бурного развития цифрового общества изменяется облик почтовой связи в Республике Беларусь?

    Технологическая эволюция, развитие цифрового общества и глобализация почтового обмена радикально изменили роль, области участия и характеристики почтового сектора, изменяя также ожидания общества в отношении услуг почтовой связи. Эти изменения ставят серьезные задачи как перед назначенным оператором — республиканским унитарным предприятием почтовой связи «Белпочта», так и перед другими операторами почтовой связи. Они должны адаптироваться к новой окружающей среде, проводя структурные реформы, создавая инновационные услуги и осуществляя непрерывную модернизацию, чтобы удовлетворять новые требования общества и рынка.

    В настоящее время на почтовом рынке Беларуси помимо назначенного оператора услуги почтовой связи общего пользования по пересылке почтовых отправлений на территории страны оказывают семь операторов почтовой связи. Как показывает практика, их деятельность связана в основном с развитием электронной коммерции и сосредоточена на доставке товаров почтой, развитии сопутствующих электронной торговле услуг (возврат товара, организация примерочных кабин и пр.).

    Функции назначенного оператора более широки. Это связано с тем, что РУП «Белпочта» помимо основной почтовой деятельности оказывает электронные услуги как информационный посредник, используя общегосударственную автоматизированную информационную систему, принимает у населения платежи как платежный агент в едином расчетном информационном пространстве (ЕРИП), а также осуществляет некоторые действия по-банковским операциям, связанным с обслуживанием физических лиц, продает товары через собственную электронную торговую площадку, доставляет товары.

    Чтобы повысить качество оказания услуг, РУП «Белпочта» проводит модернизацию информационно-технологической сети, совершенствует транспортно-логистическую систему, оптимизирует бизнес-процессы.

    Таким образом, почта трансформируется в агрегатора различных видов услуг: традиционных почтовых и непрофильных — финансовых, электронных, в том числе государственных, страховых, информационно-справочных и иных услуг.

    Охарактеризуйте, пожалуйста, развитие международного сотрудничества республики в сфере связи и информатизации. Назовите совместные знаковые проекты.

    Международное сотрудничество Республики Беларусь в сфере связи и информатизации в настоящее время динамично развивается. Республика активно участвует в деятельности Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза — специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, а также Регионального содружества в области связи — организации, объединяющей администрации связи государств — участников СНГ, и Координационного совета государств — участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи. Наша страна имеет устойчивые позиции на международной арене в сфере ИКТ.

    В Республике Беларусь предпринимаются необходимые меры, направленные на дальнейшее развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструк-туры, внедрение современных ИКТ с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики, удовлетворения растущих информационных потребностей общества.

    Географическое положение Республики Беларусь, прежде всего наличие глобальных транспортных коридоров, а также достаточная открытость белорусской экономики в настоящее время создают необходимую основу для перехода на новые формы хозяйствования, связанные с переводом большинства процессов управления, кооперации, проектирования, технологических процессов в цифровую форму.

    Одним из направлений реализации цифровых технологий в Беларуси является создание Национальной системы безбумажной торговли. Это знаковый проект в сфере ИКТ.

    В настоящее время в Республике Беларусь разрабатывается «дорожная карта» для создания Национальной системы безбумажной торговли. Соответствующее направление предусмотрено и Государственной программой развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы.

    По результатам реализации проекта создания Национальной системы безбумажной торговли планируется сформировать современную цифровую инфраструктуру организации электронного (безбумажного) взаимодействия всех участников внешнеторговых отношений — от производства товаров и до их реализации. По оценкам экспертов, внедрение Национальной системы безбумажной торговли позволит снизить затраты на внешнеэкономические операции в два раза.

    Летом 2017 года на площадке Четвертого форума регионов России и Беларуси обсуждалась возможность взаимной отмены роуминга. Что сейчас делается в этом направлении, можно ли уже назвать сроки отмены взаимного роуминга?

    Учитывая многосторонний характер взаимодействия субъектов, участвующих в предоставлении международных услуг роуминга, вопрос отмены роуминга требует основательной проработки с участием всех сторон, включая регулирующие органы и операторов сотовой подвижной электросвязи.

    Также решение данного вопроса необходимо рассматривать с учетом задач, поставленных Договором о Евразийском экономическом союзе, который предусматривает, что к 1 января 2020 года в государствах ЕАЭС должен быть утвержден единый подход к установлению государствами-членами ценообразования на услуги по пропуску трафика.

    В первую очередь необходимо на уровне Министерства связи и информации Республики Беларусь и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определить стратегические направления взаимодействия по данному вопросу.

    Возможность отмены роуминга обсуждалась на заседании Совета Министров Союзного государства, прошедшего в Гомеле 8 декабря этого года, участие в котором приняли также руководители двух отраслевых ведомств. В ходе заседания достигнута договоренность о проведении в первом квартале 2018 года совместного совещания двух министерств, ориентированного на детальную проработку вопросов, связанных с отменой роуминга между Беларусью и Россией. Одним из механизмов реализации отмены роуминга может являться формирование общей «дорожной карты», в рамках которой операторы электросвязи Беларуси и России будут совместно осуществлять практическую реализацию мероприятий.

    Со своей стороны Министерством связи проведен мониторинг показателей по услугам роуминга, предоставляемым белорусскими операторами электросвязи, в ближайших планах — определение списка технических и административных мероприятий, которые необходимо реализовать операторам в случае принятия решения об отмене роуминга.

    Насколько успешно в целом взаимодействие Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации? Какие документы лежат в основе сотрудничества и какие вопросы являются актуальными для совместных действий?

    Между Министерством связи и информатизации Республики Беларусь и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации существуют давние и устойчивые партнерские отношения. Следует отметить, что Республика Беларусь и Российская Федерация занимают схожие позиции на международной арене по многим актуальным вопросам развития информационно-коммуникационных технологий, что способствует успешному взаимодействию наших министерств и проведению работы, направленной на дальнейшее развитие связи и информати зации в наших странах.

    Минсвязи Беларуси и Минкомсвязи России совместно участвуют в деятельности Регионального содружества в области связи и Координационного совета государств — участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи, на площадках
    которого вырабатывают общие согласованные позиции, направленные на дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий в регионе, представляют и защищают их на международной арене.

    От умения и готовности слушать, слышать, анализировать, принимать взвешенные решения и зависит достижение результата.


    Основой данного взаимовыгодного сотрудничества является реализация ряда заключенных международных договоров межправительственного и межведомственного характера по вопросам сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в области связи и информатизации.

    Также в настоящее время осуществляется выполнение Стратегии сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и Плана действий по ее реализации. В этих документах предусмотрены необходимые меры содействия в активизации взаимовыгодного сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий в регионе, в том числе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Продуктивно взаимодействие в сфере ИКТ между нашими странами и в рамках Евразийского экономического союза.

    Какие меры, по Вашему мнению, необходимо принять для повышения эффективности экономического сотрудничества и уровня экономической интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а также уровня экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза?

    Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года, заложил основу нормативной правовой базы нового интеграционного образования — Евразийского экономического союза, которое в настоящее время успешно развивается. Сегодня между нашими странами достигнут высокий уровень экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза, в том числе в сфере ИКТ. На базе Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в настоящее время разрабатываются и внедряются сквозные межотраслевые трансграничные цифровые процессы, позволяющие посредством кооперации стран — членов Евразийского экономического союза производить востребованную, конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

    Для дальнейшей успешной реализации цифровых процессов сегодня решается вопрос о создании прозрачных механизмов, связанных с поиском, проектированием и внедрением этих цифровых процессов.

    Работа на перспективу в данном направлении в Евразийском экономическом союзе будет продолжена, в том числе в рамках осуществления утвержденных Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, направленных на проведение согласованной политики в области развития цифровой экономики, формирования общих правил цифровой торговли, единых стандартов обмена информацией и ее защиты.

    Назовите стратегию управления, которая наиболее близка Вашему мировосприятию?

    Грамотная стратегия управления должна обеспечивать высокую результативность деятельности. Я всегда выступаю за открытый профессиональный диалог между коллегами, парт нерами, оппонентами. Сегодня мы выходим на новый уровень конструктивного общения между государством и бизнесом, развиваем государственно-частное партнерство. На мой взгляд, от умения и готовности слушать, слышать, анализировать, принимать взвешенные решения и зависит достижение результата.

    У Вас есть любимая поговорка, притча или анекдот?

    Да, моя любимая поговорка — «без труда не выловишь и рыбку из пруда».


    * Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    TVnews.by